Запретный город. Квест на целый день

Запретный город — не только визитная карточка Пекина, но и самый большой дворцовый комплекс в мире. Площадь его огромна-720 тыс. м² на которой расположены  980 зданий, 9999 комнат. Запретный город на протяжении 500 лет служил домом 24 императорам Китая — четырнадцати династии Мин и десяти династии Цин. Популярность его у туристов так велика, что в высокий сезон администрация ограничивает поток до 70 000 (!)  посетителей в день. В этой заметке поделюсь своими впечатлениями и парой практических наблюдений, которые вам могут пригодиться при посещении Запретного города

Содержание

План Запретного города
Впечатления
Практические рекомендации
Как попасть в Запретный город
Немного истории Запретного города
Прогулка по Запретному городу
Внешние дворцы Запретного города
Внутренние дворцы Запретного города
Императорский сад Запретного города
Музеи Запретного города

План Запретного города

_DSC8979_1

Запретный город по всему периметру обнесен высокой стеной с 4 дозорными башнями и 4 воротами (южными, северными, западными и восточными). Общая протяженность стены 3400 метров, высота 7,9 метра.  Рядом плещется рукотворный канал шириной 52 метра, глубиной 6 метров.

_DSC9296_1
Угловая башня в северной части стены

_DSC8430_2
Угловая башня в южной части стены

_DSC9291_2
Северная стена Запретного города

Запретный город разделен на 2 большие зоны: Внешние дворцы и Внутренние дворцы. Назначением  Внешних дворцов было служить церемониальной площадкой, подходящей для императора Китая — Сына Неба.

Назначением Внутренних дворцов — обеспечивать земные, повседневные нужды и развлечения императора, императрицы и наложниц. Исходя из этой логики первая выглядит как плац, с обширными площадями и помпезными дворцами, вторая уже больше похожа на жилище человека, пускай и такого архиважного как Император Поднебесной.

Впечатления

Запретный город оставил у меня очень противоречивые впечатления. С одной стороны огромные территории Внешних дворцов с однообразной архитектурой  вымотали и замылили взгляд. Жаркое солнце и большое количество посетителей также стали сильными пожирателями сил. С другой стороны — разнообразные музейные экспозиции (особенно выставка каллиграфии), замкнутые пространства Внутренних дворцов сгладили монотонность внешних территорий.

В Запретный город лучше всего идти без каких-либо ожиданий, но с пониманием исторического контекста, наличием правильной схемы внутреннего устройства и готовностью провести здесь часов 5-6. Тогда экскурсия однозначно превратится в увлекательный квест.

_DSC9163_1

Практические рекомендации

  • Придти за билетами нужно с утра. Кассы работают без проблем, но при покупке с вас потребуют удостоверение личности. Поэтому важно иметь при себе загранпаспорт.
  • Одеть лучше удобную обувь, так как придется очень-очень много ходить.
  • Если придете в Запретный город летом, то наденьте себе что-то на голову от солнца (шляпу, панаму и пр.). Когда солнце в зените, а вы стоите в центре одной из огромных площадей, тонкая прослойка между вами и разогретым светилом будет очень кстати. Китайские женщины это знают хорошо и массово пользуются зонтами в солнечный день.
  • Приходить интереснее в индивидуальном порядке, а не с группой, с которой вы сможете пройти только основные площади и дворцы. Во всякие потаенные места, хранящие массу интересного, вас могут не довести.
  • В Запретном городе есть много экспозиций, надписи дублируются на английском языке. На входе за дополнительную плату (40 юаней) можно получить аудиогид на русском со встроенной GPS системой.
  • Если вы курите и носите с собой зажигалки, то вас попросят оставить их на входе. Курить в Запретном городе и пользоваться зажигалками строго запрещено. Оно и понятно — большая часть строений  деревянная и правила противопожарной безопасности в этом месте не пустой звук.

Немного истории Запретного города

Строительство Запретного города началось в 1406 году по распоряжению императора Чжу Ди, несколькми годами ранее узурпировавшим власть и сделавшим Пекин второй столицей своей Империи.  На протяжении 15 лет Запретный город вырастал из небытия, обретая свои формы с помощью «ста тысяч ремесленников и миллиона строителей». Когда в 1420 году дворец был закончен, Чжу Ди переехал в него, а Пекин официально стал основной столицей империи.

С 1420 по 1644 годы Запретный город был резиденцией династии Мин, с 1644 по 1912 годы династии Цин.

После отречения Пу И, последнего императора Китая, от престола в 1912 году, ему и его семье позволили жить во Внутренних дворцах вплоть до 1924 года. Внешние дворцы были переданы республиканским властям и в них в 1914 году был основан музей. В 1924 году  соглашение с императорским домом Цин было расторгнуто и Пу И изгнали из дворца. Обширная коллекция предметов искусства, собранная минскими и цинскими императорами, перешла в руки республики. На их основе 10 октября 1925 года в бывшем императорском дворце был создан Музей «Гугун»(буквально: «Музей „Бывший императорский дворец“»).

С 1966 по 1971 годы все ворота в Запретного города были запечатаны, дабы спасти его от дальнейшего разрушения.

В 1987 году ЮНЕСКО объявила Запретный город объектом Всемирного наследия под наименованием «Императорский дворец династий Мин и Цин». С 2005 года в Запретном городе идет ремонту и реставрации всех зданий Запретного города, с целью их возвращения к состоянию до 1912 года, рассчитанная на 16 лет.

Как попасть в Запретный город

Время работы
1 апреля — 31 октября: 8.30 — 17.00, стоимость билета 60 юаней (примерно 600 руб.)
1 ноября — 31 марта: 8.30 — 16.30, стоимость билета 40 юаней (примерно 400 руб.)
Выходной: понедельник

Как добраться
Метро: Линия 1, станция Tiananmen(West) (天安门西) или Tiananmen(East)

Прогулка по Запретному городу

 

Внешние дворцы Запретного города

Войдя на территорию Запретного города вы прежде всего попадете в огромное чрево Внешних дворцов — территории, предназначенной для демонстрации могущества и величия императора, проведения пышных церемоний. Внешние дворцы состоят из  2-х площадей, 1-х ворот, 3-х павильонов  и огромного количества галерей и теремов.

_DSC8985_1
Площадь Тайхемень

На первой площади Тайхемень (сопоставима по размерам ( 26 000 м²) с Красной площадью в Москве (24 750 м²) ) можно заметить изогнутый канал с 5-ю мостами, который еще называют «нефритовым поясом». Через центральный мост мог ходить только император, все остальные проходили по боковым мостикам. Соответственно сейчас в наибольшую толчею вы попадете именно здесь — желающих пройтись дорогой императора много. Предназначение самого канала, помимо украшения площади, весьма прозаично — отведение воды и предупреждение пожаров.

_DSC9000_1
«Нефритовый пояс»

Заканчивается все это великолепие воротами Тайхэмень, самыми высшими по рангу среди ворот Запретного города с самыми большими бронзовыми львами. Одним словом, они самые-самые.

_DSC9027_1
Ворота Тайхемень

Пройдя сквозь них, попадаем на самую большую площадь Запретного города — Тайхэдень. От предыдущей её отличает отсутствие канала и больший размер (30 000 м²). Императоры здесь принимали военных и придворных. Площадь позволяла вместить до 70 000 человек. В конце площади на 8-ми метровой платформе с головами драконов Чишоу и треножными курильницами возвышается павильон Тайхэдянь — крупнейший из сохранившихся деревянных павильонов в Китае. Здесь устраивались значимые церемонии, такие как вступление императора на престол, присвоение титула. Роскошный трон, позолоченные колонны с драконами, бронзовые статуи и пр.  — все как положено для статусных помещений такого ранга. Красиво, дорого, богато. В курильницах, что на платформе, во время церемоний жгли сандаловое дерево и сосновые ветви. Дымило и чадило, я думаю, весьма интенсивно, что добавляло загадочности всему происходящему.

_DSC9030_2
Площадь Тайхэдень

_DSC9088_2
Голова дракона Чишоу. Во рту дракона есть отверстие для стока дождевых вод с платформы

_DSC9036_2
Одна из 18 бронзовых треножных курильниц, на которых во время церемоний жгли сандаловое дерево и сосновые ветви. Символ устойчивости власти

_DSC9045_2
Солнечные часы и журавль

_DSC9043_2
Интерьер павильона Тайхедянь. Внутри позолоченные колонны с драконами, ширма с золотым лаком, бронзовые слоны (символ спокойствия государства), журавли (символ долголетия), медные сосуды (символ трона)

После этого павильона градус пафосности понижается и пропорционально этому снижаются и размеры павильонов. Императоры из своего божественного ранга все больше и больше перемещаются к рангу земных обитателей. В павильоне Чжунхэдянь император отдыхал и принимал посетителей .

_DSC9047_2
Павильон Чжунхэдянь

 

_DSC9049_1
Интерьер павильона Чжунхэдянь

Далее идет еще один (и уже последний) павильон Баохэдянь, где император переодевался для церемоний. Рядом с павильоном рекомендую рассмотреть открывающиеся виды на соседние к Запретному городу Нефритовый остров в парке Бейхай с Белой Дагобой и насыпной холм Цзиншань с павильоном Ваньчэн на его вершине. После того, как вы спуститесь с платформы павильона, такого вида вы уже не найдете.

_DSC9061_3
Белая Дагоба в парке Бейхай

 

_DSC9063_2
Насыпной холм Цзиншань с павильоном Ваньчэн

На платформе павильона Баохэдянь находится Юньлуншидяо — самая большая каменная резьба в Запретном городе. Единую каменную глыбу длиной 16 метров, шириной 3 метра и толщиной 1,7 метров украшают 9 летающих драконов. Весит все это великолепие 250 тонн. Чтобы доставить монолит таких размеров в Пекин, вдоль маршрута были вырыты колодцы, водой из которых в разгар зимы поливали дорогу. Таким образом создавался слой льда, по которому тащили камни.

_DSC9065_2
Каменная резьба Юньлуншидяо

Воротами Цяньцинмэнь заканчиваются Внешние дворцы и начинаются Внутренние дворцы, посвященные частной жизни императора и его семьи, состоящей из императрицы, детей, наложниц.

_DSC9064_2
Ворота Цяньцинмэнь — проход между внешними дворцами и внутренними резиденциями

Внутренние дворцы Запретного города

Территория Внутренних дворцов разительно отличается от территории Внешних дворцов. Уютные дворики, небольшие домики за глухими станами создают труднопроходимый лабиринт, перемещаться по которому можно только хорошо зная маршрут. Все здесь создано для того, чтобы приумножать и оберегать тайны жителей Запретного города. Входить на территорию Внутренних дворцов кому бы то ни было без специального указа было запрещено.

_DSC9160_1
Проход между разными районами Внутренних дворцов

_DSC9196_2
Переулок во Внутренних дворцах

_DSC9194_2
Переулок во Внутренних дворцах

_DSC8993_1
Крыши жилых павильонов

_DSC9070_3
Стена девяти драконов

_DSC9099_2
Ворота и терем Внутренних дворцов

_DSC9142_1
Внутренний дворик

_DSC9206_2
Экран, разделяющий двор на две части

_DSC9140_1
Кошки запретного города

_DSC9123_1
Терем Чанъиньгэ — самая известная и большая сцена в запретном городе

_DSC9122_3
А это  «партер»

_DSC9121_1
с весьма своеобразной манерой смотрения спектаклей

 

В внутренних дворцах интересно рассматривать не только архитектуру, но и интерьеры комнат. Некоторые дворцы практически полностью воспроизводят обстановку. в которой жили их титулованные хозяева.

_DSC9129_2
Кресло из дворцового театра

_DSC9171_2
Интерьер восточного флигеля павильона Куньнингуна, отмечались свадьба трех императоров. Шелковый полог над кроватью изображает 100 детей, что символизирует многочисленное потомство императора

_DSC9216_1
Зал в павильоне Чусюгун, в котором проживала императрица Ци Си, когда была еще наложницей

_DSC9169_1
Павильон Цзяотайдянь, в котором императрицы принимали поздравления на Новый год, зимнее солнцестояние и день рождения

_DSC9167_1
Северная часть павильона Цяньцингун, в котором проживали 16 императоров. На постаменте стоит трон, над котором висит доска с 4 иероглифами. Начиная с императора Юнчжэн за ней прятализавещание о назначенном наследнике престола

Музеи Запретного города

Хочется немного рассказать про музеи Запретного города. В них вы сможете увидеть все, что можно отнести к предметам роскоши с Востока: шитые золотом одежды, резьбу по камню, китайский фарфор, драгоценные украшения, редкие книги, свитки с каллиграфией, резную мебель и пр. Всего не перечесть, так как в музейных хранилищах сосредоточены коллекции, накопленные двумя императорскими династиями Китая.

Так как территория Запретного города огромна, даже такое большое количество экспонатов на ней легко теряется. В каждом тереме или павильоне можно много чего увидеть. Когда вы осматриваете 6 или 7 павильонов подряд, взгляд замыливается и воспринимать что-либо уже просто невозможно. Поэтому крайне рекомендую посетить различные музеи Запретного города, где не отвлекаешься на окружающую обстановку и полностью погружаешься в изучение экспонатов.

Музеев на территории несколько. Какие-то из них входят в стоимость входного билета, а за какие-то придется доплатить на входе. Мы зашли в Музей Каллиграфии (фото делать запрещено), Музей Керамики, Императорскую Сокровищницу (вход за отдельные деньги). Зайти в Музей часов уже ни сил, ни времени не осталось.

У музейных коллекций сложилась непростая история в достаточно сложно 20 веке.  После изгнания последнего императора из запретного города, обширные императорские коллекции перешли к республике. На их основе в 1925 году в бывшем императорском дворце был создан музей Гугун Боуюань (буквально Музей «Бывший императорский дворец»), известный как музей Гугун. Когда в 1933 году произошло японское вторжение в Китай и возникла угроза безопасности коллекций, часть из них была вывезены из Запретного Города сначала в Нанкин, а затем в Шанхай. Некоторая часть коллекций в Нанкине в 1940-х года была отправлена на сохранение на Тайвань, где она стала ядром Музея Императорского дворца в Тайбэе. Оставшиеся в Запретном городе экспонаты в период, когда он был захвачен японским войсками, также уцелела. После войны в запретный город вернулись все экспонаты, кроме вывезенных в Тайвань.

_DSC9089_1

_DSC9095_2

_DSC9015_1

_DSC9014_2

_DSC9017_1

_DSC9111_2

_DSC9211_1

_DSC9215_1

_DSC9213_1

Императорский сад Запретного города

За Внутренними дворцами идет еще одна интересная часть Запретного города — Императорский Сад. Он сравнительно небольшой, 12000 кв.м., но после уже преодоления огромных расстояний, это сильно успокаивает и вселяет надежду, что вы сможете выйти с территории до её закрытия. Сады были созданы как место для размышлений и любования красотой природы. Здесь много павильонов, насыпных горок, редких деревьев. Когда-то в них было спокойно, но не в наши дни. Представьте себе, что все посетители Запретного города должны через них пройти, чтобы добраться к выходу. И, если на больших территориях Внутренних и Внешних дворцов людская масса как-то рассосредотачивалась по разным местам и закоулкам, то здесь все потоки сливаются в единый, вы оказываетесь среди знатной толпы, за которой иногда бывает сложно рассмотреть сады во всех подробностях. Но это нисколько не умаляет их красоты.

_DSC9182_2
Искусственная горка Дуйсюшань с павильоном на вершине. Каждый год 9-го сентября по лунному календарю император со своими наложницами поднималя сюда, чтобы любоваться пейзажем

_DSC9191_2
Беседка Ваньчуньтин

_DSC9180_1
Кипарис Ляньлишу — символ вечной любви.  У него один соединенный ствол и два корня

Заканчиваются сады воротами Шэньумень, через которые когда-то в Запретный город заходили только императрцы, наложницы и члены императорской семьи. Сейчас из них выходят посетители Запретного города, сумевшие пройти его насквозь с юга на север.

_DSC9237_2
Воротами Шэньумень

При выходи из ворот вы увидите через дорогу холм Цзиньшань с храмом на самой вершине. Холм этот рукотворный: почва, вынутая во время сооружения рва, была сложена к северу от дворца для защиты его от вредоносных воздействий севера, несущих смерть и разрушение.

_DSC9236_1
Холм Цзиньшань

Даже если вы очень сильно устали, рекомендую на этот холм подняться. Рядом с храмом есть смотровая площадка, с которой открывается удивительная панорама Запретного города.

_DSC9243_3
Панорама запретного города

Про Запретный город — все . 🙂

Кому интересно получать обновления блога по электронной почте, можете подписаться на рассылку